Аудит некоммерческих и коммерческих
организаций С 1997 года
Отправить заявку

Минфин России сообщает об изменениях в законодательстве о бухгалтерском учете

Информационное сообщение Минфина РФ от 17.11.2014

«Обзор изменений, внесенных Федеральным законом от 04.11.2014 № 344-ФЗ в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и ряд других федеральных законов»

Федеральным законом от 4 ноября № 344-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» внесен ряд изменений в законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете. Основные цели этого Федерального закона – уточнение норм Федерального закона «О бухгалтерском учете» и приведение положений других законодательных актов в соответствие с нормами Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Федеральный закон от 4 ноября № 344-ФЗ вступил в силу 16 ноября 2014 г. В связи с этим с данной даты произошли следующие изменения в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» и ряде других Федеральных законов.

Уточнен перечень экономических субъектов, которые вправе вести упрощенный учет

В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» расширен перечень экономических субъектов, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета – дополнительно включены в число таких организаций:

— некоммерческие организации, поступления денежных средств и иного имущества у которых превышают 3 млн. рублей (за исключением организаций, прямо поименованных в части 5 статьи 6 этого Федерального закона).

Вместе с тем введены дополнительные ограничения для применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета:

— не имеют права на это эмитенты публично размещаемых ценных бумаг, а также иные коммерческие и некоммерческие организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту (независимо от характера и масштабов деятельности).

Определен порядок проведения экспертизы проектов отраслевых стандартов бухгалтерского учета

В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» установлен порядок проведения экспертизы проектов отраслевых стандартов бухгалтерского учета. Данный порядок аналогичен порядку, предусмотренному для экспертизы проектов федеральных стандартов бухгалтерского учета. Он заключается в следующем:

— орган, разработавший проект отраслевого стандарта (Банк России – для кредитных и некредитных финансовых организаций или Минфин России – для иных видов экономической деятельности), представляет проект отраслевого стандарта в Совет по стандартам бухгалтерского учета для проведения экспертизы;

— Совет по стандартам бухгалтерского учета проводит экспертизу проекта отраслевого стандарта и по ее результатам подготавливает мотивированное предложение о принятии или отклонении проекта;

— на основе предложения Совета по стандартам бухгалтерского учета орган, разработавший проект отраслевого стандарта, принимает решение об утверждении отраслевого стандарта.

Предоставлены полномочия по изменению действующих правил бухгалтерского учета в переходный период

В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» Минфину России и Банку России как органам государственного регулирования бухгалтерского учета предоставлено право вносить изменения в действующие правила бухгалтерского учета и составления отчетности в переходный период, т. е. до утверждения федеральных и отраслевых стандартов. Изменения могут вноситься в случае, если они обусловлены изменениями законодательства Российской Федерации.

Данная норма позволит оперативно реагировать на изменения законодательства, отражая их в правилах бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

Исключены из законов конкретные правила бухгалтерского учета

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» конкретные правила бухгалтерского учета устанавливаются федеральными стандартами бухгалтерского учета. В связи с этим из ряда законов исключены нормы, устанавливавшие конкретные правила бухгалтерского учета:

Федеральный закон, из которого исключена норма Содержание исключенной нормы Порядок регулирования после исключения нормы
Из Федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)» Норма о том, что лизинговое имущество учитывается на балансе лизингодателя или балансе лизингополучателя по договоренности сторон(статья 31) После вступления Федерального закона от 4 ноября № 344-ФЗ в силу:порядок бухгалтерского учета лизингового имущества регулируется Указаниями об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утвержденными Приказом Минфина России от 17.02.1997 № 15;

применение ускоренной амортизации для целей налогообложения регулируется статьей 259.3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из Федеральногозакона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Норма о том, что в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности раскрывается информация о совокупных затратах на оплату использованных в течение календарного года энергетических ресурсов(статья 22) После вступления Федерального закона от 4 ноября № 344-ФЗ в силу указанные данные подлежат отражению в годовом отчете организации.
Из Федеральногозакона «О сельскохозяйственной кооперации» Норма о том, что саморегулируемая организация ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов устанавливает правила ведения бухгалтерского учета и отчетности ее членами (статья 33.1) После вступления Федерального закона от 4 ноября № 344-ФЗ в силу члены саморегулируемых организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов при ведении бухгалтерского учета должны руководствоваться общими правилами бухгалтерского учета, устанавливаемыми в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете». Указанные саморегулируемые организации вправе устанавливать лишь правила учета и составления отчетности, представляемой их членами.

Уточнены документы регулирования бухгалтерского учета, принимаемые Банком России

В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» установлены виды документов, регулирующих бухгалтерский учет. В связи с этим в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» использованная терминология по данному вопросу приведена в соответствие с Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

Установлена обязательная валюта представления консолидированной финансовой отчетности

В Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» введено дополнительное требование к консолидированной финансовой отчетности, представляемой адресатам, определенным этим законом: валютой представления такой отчетности являются российские рубли.

Данная норма закона не затрагивает порядок выбора организацией валюты составления (функциональной валюты) консолидированной финансовой отчетности.

Унифицирован порядок публикации бухгалтерской отчетности профессиональных объединений страховщиков

В Федеральных законах «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров метрополитена» уточнены и унифицированы нормы, касающиеся опубликования годовой бухгалтерской отчетности профессиональных объединений страховщиков в соответствующих сферах страхования.

Уточнена терминология

В отдельных федеральных законах уточнена использованная терминология:

— Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», Федеральный закон «О взаимном страховании» – терминология приведена в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»;

— Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» – терминология приведена в соответствие с Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

Департамент регулирования 
бухгалтерского учета, финансовой 
отчетности и аудиторской 
деятельности Минфина РФ